Непорядок в танковых войсках // На солдатской каше офицеры наварили 28 миллионов рублей
9 ноября 2007 года

Так завершился в среду громкий процесс о растрате в особо крупном размере, совершенной группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения. Кроме того, суд признал Приходько виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, а Юмаева - в мошенничестве. Четвертый подсудимый - капитан Матюхин ушел из зала суда без конвоя, поскольку отделался условным сроком и даже остался при звании и наградах.

Если бы офицеры танкового училища пришли на оглашение приговора в форме, то, прежде чем надеть на них наручники, вооруженные автоматами курсанты из патруля военной комендатуры должны были бы сначала сорвать с осужденных погоны. Но на последнее судебное заседание даже полковник Приходько, который все девять месяцев приходил в суд в элегантном костюме и при галстуке, оделся по-походному. Похоже, чувствовал, что сидеть придется. Шутка ли, с января 2001 года по сентябрь 2005-го офицеры казанскогого танкового "наварили" из солдатской каши в общей сложности 28 миллионов рублей!

...Военная прокуратура Приволжско-Уральского военного округа (ПУрВО) возбудила уголовное дело по результатам очередной ревизии. В отношении всех четверых обвиняемых суд избрал меру пресечения в виде подписки о невыезде. В ходе предварительного следствия было допрошено 117 свидетелей, проведено несколько экспертиз и собраны доказательства по шести эпизодам хищения имущества путем присвоения, трем эпизодам злоупотребления должностным лицом служебными полномочиями, а также по одному эпизоду мошенничества и уничтожения официальных документов. Материалы дела составили 52 тома. Одно только обвинительное заключение потянуло на 6 томов.

До апреля 2003 года Владимир Приходько занимал должность начальника продовольственной службы КВВКУ. Затем был назначен заместителем начальника училища по материальному обеспечению, а на вакантную должность начпрода взял своего заместителя Николая Юмаева. Но в конце августа 2005-го Юмаев неожиданно подал в отставку, и его место занял бывший замкомандира батальона танкового обеспечения Сергей Матюхин. Все это время офицеры успешно использовали так называемую систему недостоверного учета продовольствия, больше известную еще со времен хищения социалистической собственности как система приписок. На довольствие ставились "мертвые души", и с военного склада № 422 ПУрВО на продсклад КВВКУ поступало значительно больше продовольствия, чем требовалось. Таким образом, в распоряжении офицеров оказывались "лишние", нигде не учтенные продукты.

Резерв продуктов создавался и за счет "неполного доведения до военнослужащих положенных норм довольствия и незаконного списания продовольствия". Проще говоря - в результате урезания ежедневных порций завтраков, обедов и ужинов курсантов и солдат-срочников. Потом "сэкономленное" мясо, масло, тушенку, сгущенку, крупы, овощи и другие продукты списывались с продсклада с помощью подложных накладных в столовую, на полигон или в танковый батальон обеспечения учебного процесса.

На самом же деле "стратегический запас" продовольствия сбывался налево, а в продслужбу округа поступал не соответствующий действительности отчет. Чтобы скрыть растрату от ревизоров ПУрВО, в апреле 2005 года Приходько уничтожил все документы, связанные с учетом, наличием и движением продовольствия в КВВКУ за 2001 - 2003 годы. Органы предварительного следствия военной прокуратуры ПУрВо квалифицировали его действия как умышленное уничтожение официальных документов, но уголовное дело, возбужденное в отношении полковника по этой статье УК РФ, было прекращено в досудебном порядке - за истечением срока давности уголовного преследования.

Правда, это не спасло полковника Приходько от суда. Уцелевших финансовых документов оказалось достаточно, чтобы бухгалтерские экспертизы, проведенные в ходе предварительного следствия, вывели растратчиков в погонах на чистую воду. Выяснилось, что с разрешения начпрода на военный склад округа и склад училища, как на ярмарку, приезжали торговцы с рынка на Адоратского и рынка Авиастроительного района. Они выбирали самые свежие тушки бычков, а солдаты или курсанты, откомандированные полковником в помощь торговцам, грузили мясо в машину и везли на рынки либо на личные подворья частных предпринимателей. Говядину и картофель охотно покупали в кафе "У Радика" на Кабане. Консервы, свежемороженая рыба, растительное и сливочное масло, тушенка, сгущенка и так далее тоннами сбывались на оптовые склады на Тихорецкой, в столовые медуниверситета, фабрики "Спартак" и управления Госнаркоконтроля и даже вывозились в Самару. А когда капитан Юмаев ушел в отставку и занялся частным бизнесом, Приходько и Матюхин поставляли мясо и овощи в его шашлычную на Ноксинском спуске.

Ревизия также выявила семь эпизодов хищения наличных бюджетных и внебюджетных средств, выделенных училищу на закупку строительных материалов для ремонта и на дополнительное питание курсантов и солдат. Хищение было совершено в период с июля по декабрь 2003 года "путем предъявления к оплате в финансовую службу бестоварных счетов" и было квалифицировано как мошенничество. Обвинение было предъявлено капитану Юмаеву, который в то время был начальником продслужбы КВВКУ.

Кроме того, в ходе предварительного следствия было установлено, что с ноября 2003 года по март 2005-го двое солдат-срочников из КВВКУ, вместо того чтобы служить Родине, служили охранниками загородного дома Приходько в деревне Русские Саралы Лаишевского района. Но, похоже, с задачей не справились, поскольку загородный дом полковника Приходько сгорел. Восстановление дома погорелец доверил бригаде из двух контрактников и восьми курсантов. Причем возил их на объект на служебных "Газелях" - тем самым нанес училищу ущерб на сумму 69821 рубль. Такие действия замначальника КВВКУ по материальному обеспечению квалифицировались органами предварительного следствия как злоупотребление служебными полномочиями.

Процесс по делу растратчиков в погонах стартовал в феврале нынешнего года. Матюхин полностью признал свою вину и даже частично возместил училищу нанесенный ущерб. Но заявил, что помогал в махинациях старшим по должности и званию не корысти ради, а продвижения по службе для. Впрочем, в жажде наживы никто из подсудимых не признался: все утверждали, что выполняли приказ полковника Приходько. А Юмаев рассказал, что, когда пришел на должность начпрода, на училище висел долг в 200 тысяч рублей и что Приходько посоветовал ему покрыть недостачу с помощью "черной бухгалтерии", иначе грозился повесить долг на него самого. Родыгин тоже не признал свою вину, объяснив, что просто добросовестно исполнял приказы начальства. Согласно уставу. Подсудимый Приходько кивал на начальника КВВКУ Валерия Мироненко: дескать, без его ведома в училище и прыщ не вскочит. Судья уточнил, отдавал ли Мироненко приказ выписывать липовые накладные. Полковник ответил, что все происходило несколько иначе. Например, начальник училища "ставил задачу" организовать банкет проверяющим из округа или генералам из Москвы. Но денежных средств на это не выделял. Поэтому Приходько "ставил задачу" начпроду. По словам Приходько, Мироненко прекрасно знал, за чей счет банкет. Однако начальник КВВКУ объяснил суду, что все торжественные и праздничные мероприятия в училище офицеры организовывают либо за свой счет, либо на спонсорские деньги.

В итоге все доводы подсудимых в свое оправдание суд счел несостоятельными и признал офицеров виновными по всем статьям обвинения. Полковник Приходько получил 8 лет лишения свободы в колонии общего режима, старший прапорщик Родыгин и капитан Юмаев - по 6 лет. Всех троих суд лишил воинских званий и государственных наград. Лишь капитана Матюхина суд приговорил к 5 годам условного лишения свободы с испытательным сроком 3 года. Кроме того, каждый осужденный должен будет возместить училищу свою долю ущерба, установленную судом. В том числе и за счет арестованного в ходе предварительного следствия личного имущества: автомобилей, домов и земельных участков. Приговор пока не вступил в законную силу.

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"